Что такое семейное обучение? Согласно статье 17 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей. Как перейти на семейную форму обучения Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребёнка (согласно пункту 4 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (согласно пункту 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Как организован процесс семейного обучения Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители. У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов. На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать. Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны). Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр. Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе. Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не может требовать денег за сдачу экзаменов. Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития. Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно статье 60 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям. Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными. Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения (согласно пункту 10 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут.
Общее образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций в форме семейного образования и самообразования: начальное общее, основное общее и среднее общее образование - в форме семейного образования, среднее общее образование - в форме самообразования (часть 1 статьи 17, часть 2 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Форма получения общего образования определяется совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения обучающегося (пункт 1 части 1 статьи 34, пункт 1 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, пункты 5, 6, 27 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115 (далее — Порядок № 115). Обращаю внимание, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (часть 4 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ, пункт 4 Порядка № 115). Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, пункт 5 Порядка № 115). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, выбирая получение образования в форме семейного образования или самообразования, должны обеспечить целенаправленное овладение обучающимся знаниями, навыками и компетенцией, приобретение им опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни, развитие способностей и формирование у него мотивации получения образования в течение всей жизни (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Образовательная организация в данном случае не несет ответственности за качество образования, полученного вне образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения экстернами промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее — Образовательная организация),
бесплатно (пункт 9 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 17, часть 3 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом Образовательная организация обязана организовать и
провести промежуточную и государственную итоговую аттестацию для экстернов, которая при получении общего образования является обязательной (часть 1 статьи 58, части 3, 4 статьи 59 Федерального закона № 273-ФЗ). О выборе формы семейного образования родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны проинформировать органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, которые ведут учет данной категории детей, в следующие сроки: в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование, или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование (пункт 6 части 1 статьи 9, часть 5 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ, пункт 5 Порядка № 115). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся осуществляют выбор Образовательной организации для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации,
в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают. По желанию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Образовательная организация для прохождения аттестации может быть определена на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации (пункт 27 Порядка № 115). Порядок организации и прохождения промежуточной аттестации, в том числе экстернами, устанавливается локальным нормативным актом Образовательной организации, который должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в частности размещен на ее официальном сайте в сети Интернет (пункт 10 части 3 статьи 28, часть 2 статьи 30, подпункт д) пункта 2) части 2 статьи 29, часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ, пункт 25 Порядка № 115). Требования к содержанию, планируемым результатам освоения
конкретных учебных предметов закреплено федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) и федеральными образовательными программами (далее - ФОП) соответствующего уровня по годам обучения (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Также ФГОС устанавливаются сроки получения общего образования (часть 4 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ). Подтверждением освоения содержания обязательных учебных
предметов по годам обучения, определенных ФГОС и ФОП, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, является промежуточная аттестация обучающихся, проводимая в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном Образовательной организации (часть 1 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ). Для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день (пункт 27 Порядка № 115). Частями 2, 3, 4 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую
задолженность. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. В случае, если обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в
форме семейного образования, не ликвидировали в установленные сроки академической задолженности, то продолжить получать образование они могут только в Образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ, пункт 27 Порядка № 115). При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (часть 1 статьи 33, статья 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях. Кроме этого, обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачет Образовательной организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других Образовательных организациях (пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ, пункт 27 Порядка № 115, Порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 845/369 (далее — Порядок зачета). Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью) (пункт 4 Порядка зачета). Вместе с тем с целью установления соответствия Образовательная организация может проводить оценивание фактического достижения обучающимся планируемых результатов части осваиваемой образовательной программы. Процедура установления соответствия, в том числе случаи, при которых проводится оценивание, и формы его проведения, определяются локальным нормативным актом Образовательной организации (пункт 6 Порядка зачета). Экстерны также имеют право в Образовательных организациях проходить государственную итоговую аттестацию. Срок подачи заявления на зачисление для прохождения государственной итоговой аттестации в Образовательную организацию составляет: - по образовательным программам основного общего образования - не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта (пункт 27 Порядка № 115, пункт 12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года № 232/551); - по образовательным программам среднего общего образования - не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля (пункт 27 Порядка № 115, пункт 12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года № 233/552). Допуск экстернов к государственной итоговой аттестации осуществляется Образовательной организацией. Соответственно, ответственность за определение уровня освоения образовательной программы, а также результаты промежуточной аттестации по всем предметам обязательной части учебного плана Образовательной организации, которые будут выставлены в аттестат об основном общем или среднем общем образовании, берет на себя конкретная Образовательная организация (пункт 5.3 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 546). Следует обратить внимание на выставление в аттестаты об основном общем образовании отметок по учебным предметам, изучение которых завершилось до 9 класса (изобразительное искусство, музыка и другие). Пунктом 1 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, частью 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (далее — Семейный кодекс) за родителями закреплена обязанность обеспечить получение детьми общего образования. Кроме этого, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) (пункт 2 части 4 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ). На основании вышеизложенного, прошу привести локальные нормативные акты Образовательных организацией в соответствие требованиям действующего законодательства в сфере образования в части порядка проведения промежуточной аттестации экстернов, порядка зачета результатов промежуточной аттестации экстернов, проведенной другими Образовательными организациями, порядка допуска к государственной итоговой аттестации экстернов.
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 года № 115 (ред. от 07.10.2022 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 года № 458 (ред. от 23.01.2023 года) «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.03.2023 года) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 286 (ред. от 08.11.2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 года № 287 (ред. от 08.11.2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 года № 413 (ред. от 12.08.2022 года) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 года № 845/369 «Об утверждении Порядка зачёта организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»