22 марта 2024 года состоялось Всероссийское родительское собрание «Россия – мои горизонты» в рамках Единой модели профориентации, внедренной с 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Мероприятие помогло еще раз подчеркнуть важность и значимость задачи профессиональной ориентации и выбора профессионального будущего, ответить на популярные вопросы родителей и законных представителей о существующих инструментах, направленных на формирование готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Этот курс введён для всех, кто учится в 6-11 классе.
Курс «Россия — мои горизонты» включает 34 занятия в год, то есть они проходят раз в неделю. Занятия охватывают важнейшие отрасли страны: промышленность, цифровые технологии, медицину, инженерное дело, аграрный сектор, образование и другие.
Курс представляет из себя не хаотичный набор различных тем, а логичную последовательность из занятий разных форматов:
- непосредственно профориентационные занятия, позволяющие ребятам начать строить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию и развивающие важные компетенции
- прохождения профориентационных диагностик и их разбор, дающие возможность ребятам лучше узнать себя и свои интересы
- занятия, рассказывающие отдельно о различных отраслях, их перспективах и востребованных профессиях внутри каждой из них
- практические занятия, дающие возможность ребятам попробовать свои силы в различных профессиях, а также проектная деятельность.
Так, например, на первых занятиях школьники узнают о самом понятии «труд» и его значении в жизни человека, об отраслях российской экономики и о том, как они взаимосвязаны между собой, как они влияют на нашу жизнь.
Программа курса «Россия — мои горизонты» и материалы к занятиям доступны на информационном ресурсе проекта «Билет в будущее» — https://bvbinfo.ru/profminimum. А к следующему году уже готовится обновлённая и расширенная версия программы.
Также профориентационная работа в школе подразумевает дополнительные возможности: экскурсии на предприятия, в колледжи и вузы.
Углубиться в отрасли и профессии также помогут занятия курса, в рамках которого разработаны онлайн-симуляторы по различным специальностям. Ребята уже попробовали запустить спутник в качестве инженера-испытателя космических аппаратов, подготовить и провести урок как учитель, заняться машинным обучением и научить компьютер распознавать нашу речь. В открытом доступе для них находятся симуляторы и по другим специальностям. Их можно найти в виртуальном городе профессий Профиграде. Это ещё один инструмент профориентации, созданный для ребят. Каждый симулятор похож на компьютерную игру, и чтобы выполнить задания, ребёнку предстоит думать и действовать, как настоящий специалист данной сферы. Но, конечно, с подсказками, комментариями и неограниченным количеством ошибок. А ещё, симуляторы адаптированы для работы и в компьютерном, и в обычном классе.
В целом же курс построен таким образом, что в нём нет оценок, нет плохих результатов, здесь каждый ребёнок проходит свой собственный путь и каждый — победитель.
При этом каждое занятие адаптировано под разные возрастные группы.
6-7 класс — это только начало профориентационного пути. В этом случае основной акцент делается на его интересах и склонностях, слабых и сильных сторонах. Наша цель — не перегрузить его сложной информацией, а заинтересовать и дать общее представление о самых разных сферах.
Для 8-9 класса уже открываются новые возможности: в этом возрасте дети проявляют более прицельный интерес к профессиям, интересуются организациями профессионального образования, задумываются, куда пойти после 9 класса, какие предметы выбирать для сдачи ОГЭ. На этом этапе важно помочь ребёнку с выбором подготовительных курсов и профиля обучения, а также с выбором уровня образования. Также важно начать изучение рынка труда и принципов выбора профессии.
В 10-11 классе школьники выбирают профессиональное направление и учебное заведение. Их волнует поступление в вуз или колледж, и все связанные с этим вопросы. Каждый из них понимает, какой важный выбор им предстоит совершить. На этом этапе стоит поддержать выпускника, снизить уровень тревожности и рассмотреть вместе с ним несколько альтернативных сценариев образовательных и профессиональных треков, помочь с выбором предметов для сдачи ЕГЭ.
Чтобы проходить курс «Россия — мои горизонты» было увлекательно и легко, в нём предусмотрено много видеороликов. Школьники могут провести один день с тем или иным специалистом — посмотреть, как выглядит рабочий день авиаконструктора или мастера-энергетика, и из первых уст узнать о том, из чего складывается его работа. Раз за разом знакомясь с новыми профессиями, у ребят формируется понимание того, какие компетенции особенно необходимы в любом деле, а какие надо в себе развивать, если появилось желание работать в конкретной сфере. Кроме того, многие видео посвящены интересному рассказу о той или иной отрасли — чем эта отрасль так важна для страны, какие профессии в ней существуют, как она развивается. Это позволяет учащимся получить представление обо всех профессиональных сферах и направлениях, увидеть общую картину.
Также в рамках занятий ребята смотрят ролики, посвящённые вопросам поиска себя и своего любимого дела жизни, а для предметных уроков разработаны специальные блоки, рассказывающие о значимости того или иного школьного предмета в разных отраслях.
Главные 5 советов родителям:
- Интересуйтесь мнением ребёнка, безоценочно и искренне
- Расскажите ребёнку о своём пути
- Пользуйтесь ресурсами проекта «Билет в будущее»
- Выбирайте образование вместе с ребёнком, а не вместо ребёнка
- Помните, что профессиональный выбор — это самая увлекательная задача в жизни
Ресурс позволяет родителям получить информацию о профессиях, ответить на самые популярные вопросы по профориентации и начать процесс профессионального самоопределения легко и интересно.
На сайте https://bvbinfo.ru/for-parents вы найдёте:
Статьи для родителей, написанные профориентологами
Они ракрывают основные вопросы профориентации подростков. Например, как выбрать между колледжем и вузом? Как помочь подростку при выборе профессии? Какие профессии и навыки будут востребованы в ближайшем будущем?
Профориентационные «Семейные тесты» для родителя и ребёнка
Они нацеливают на поиск совместных решений. «Семейный тест» предполагает участие родителя и подростка: подросток отвечает на вопросы о себе, а родитель — о своём ребёнке.
«Примерочная профессий»
Это онлайн-тренажёр, который на основе набора интересов, условий работы, ценностей подростка приводит примеры профессий с подробным описанием. Набор компонентов можно менять, это помогает наглядно понять, чем профессии отличаются друг от друга, и какая профессия больше всего подходит конкретному подростку.
«Профессии будущего»
Это каталог профессий, которые уже появляются, или, вероятно, появятся в ближайшем будущем. В разделе представлены такие профессии, как игропедагог, нанотехнолог, тренд-вотчер, сити-фермер и многие другие. С одной стороны, они призывают подростков задуматься о будущем, интригуют и показывают, что профессиональная самореализация может быть такой же увлекательной, как компьютерная игра. С другой стороны, каждая карточка каталога включает подробное описание профессии (для кого она подойдёт, какие предметы в школе нужно изучать, чтобы со временем стать специалистом в ней), поэтому профессия выглядит не просто мечтой, а вполне достижимой целью.
Кроме того, помните про Единый день открытых дверей, который проводится два раза в год: весной и осенью. Это одно из ярких событий в кластерах федерального проекта «Профессионалитет», позволяющего в краткие сроки освоить важные профессии и сразу трудоустроиться. В этот день любой школьник может попробовать себя в разных профессиях на профессиональных пробах, посетить экскурсии на предприятия, которые проводят работодатели проекта, и задать все интересующие вопросы. В каждом кластере Профессионалитета будущие абитуриенты могут ознакомиться с карьерными картами, разработанными совместно с работодателями, и наглядно увидеть возможности своего развития по каждой специальности или профессии, а значит, быть уверенными в своём профессиональном будущем.